Улица Хади Атласи

[ A+ ] /[ A- ]

Хади Атласи родился в Дрожжановском районе в деревне Иске Чаки в семье муллы Мифтахетдина. Начальное образование юноша получил в отцовском медресе, а продолжил образование в Буинском. Самостоятельно освоил русский, немецкий, арабский, турецкий, фарси языки, а затем поступил в учительскую семинарию в Оренбурге, открытую Ганибаем Хусаеновым.
В конце 19 века Хади возвращается в родные края и начинает преподавать в медресе, ведет широкую общественную работу, выпускает первые учебные книги «Наука астрономия», «История». Выдержав экзамены, становится уездным муллой, а в 1903 году его приглашают имамом и мударисом в медресе деревни Альметьево Бугульминского уезда. Здесь Хади Атласи открывает школу и для девочек.
Его широта знаний, неутомимая борьба за интересы широких народных масс при­влекают внимание общественности. В 1907 году Хади Атласи избирают депутатом Второй Государственной Думы. В 1909 году за очередную книгу (в ней Атласи резко выступил в разрез официальной политике против русификации нерусских народов) его сажают на три месяца в тюрьму. Гоне­ния будут продолжаться теперь всю жизнь…
В 1911 — 1914 годах один за другим вы­ходят из-под пера ученого исторические произведения «История Сибири», «Казан­ское ханство» и «Сююмбике». Научная общественность и народные массы высоко оценили эти труды. Хади Атласи избирают полноправным полномочным членом общества «Археология, история и этнография» при Казанском университете. Фактически Х. Атласи был первым татарским историком, вводившим в оборот такое значительное количество материалов, извлеченных их русских памятников XI-XVI веков. Наряду с этим Х. Атласи принадлежит заслуга введения в научный оборот до того времени неизвестных татарских первоисточников (например, первая пробная публикация текста тарханского ярлыка Сахибгарея 1523 года).
В годы первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций, гражданской войны Атласи вместе с семьей живет и трудится в Бугульме. Где бы он ни жил и какая бы власть ни установилась в крае, он всегда трудился в одном направлении — просвещение народа.
В Бугульминском земском управлении он возглавляет отдел народного просвещения, после Октября входит в состав исполнительного комитета уездного Совета и занимается подготовкой татарских учителей, преподает в новой четырехгодичной учительской семинарии.
В смутные годы гражданской войны враги Хади Атласи пытаются обвинить его в пособничестве белым. Но суд, состоявшийся в Бугульме в 1920 году, полностью оправдывает Атласи. В последующие годы он преподает в бугульминской школе второй ступени. Но в истории общества и судьбе учителя начинается новый виток — в 1929 году Атласи арестовывают и высылают на Соловки. Официально было объявлено, что ученый и просветитель Хади Атласи — враг народа и пособник «идеолога третьего мира» Султана Галиева. А вся «вина» ученого заключалась в том, что он являлся патриотом своего народа, своей культуры, изучал и доносил до масс правдивую историю татар.
С 1934 года, когда Хади вернулся с Соловецких островов, и по 1937 год он продолжает свое трудное дело в Казани, но наступает 1937 год — и снова суд. На этот раз так называемым «делом Атласи» охватывают уже 24 человека. Их объявляют турецкими шпионами. Девять человек, цвет татарской интеллигенции и исламской культуры — X.Атласи, Р.Я.Яруллин, К.К.Туйкин, Б.Ф. Фаттахов, Ф.К.Туйкин, Г.А.Алтынбаев, К.Л.Исхаков, С.Ш.Урманов, 3.Б.Фаттахов были расстреляны 15 февраля 1938 года. Остальных поглотил ГУЛАГ.
Через двадцать лет обвинение с Хади Атласи было снято и имя его реабилитировано. Он остался в памяти народной просветителем, высокообразованным человеком, борцом против несправедливости, реакции, отсталости, безграмотности.